г. Москва, 125993, ул. Моховая, д. 11, стр. 3
Проблемы евразийской интеграции в области технического регулирования

Проблемы евразийской интеграции в области технического регулирования

12.02.2018 13:38:00

8 февраля в рамках Недели российского бизнеса состоялся форум «Техническое регулирование как инструмент евразийской интеграции».

В мероприятии приняли участие Президент РСПП А.Н. Шохин, министр ЕЭК по техническому регулированию В.Н. Корешков, руководители профильных органов государственной власти - Росаккредитации, Росстандарта, Роспотребнадзора, представители белорусской и казахстанской ассоциаций предпринимателей и другие.
Как следует из выступлений участников форума, одной из центральных проблем в области технического регулирования на уровне ЕАЭС является недобросовестность органов по оценке соответствия, что негативно влияет на безопасность выпускаемой в обращение на единый рынок продукции, а также отсутствие единых правил сертификации, аккредитации, работы надзорных органов. На сегодняшний день бизнес несет убытки от «недоинтеграции» на уровне ЕАЭС, а непоследовательность действий государственных органов приводит к новым торговым войнам.

По словам представителя белорусской ассоциации предприятий промышленности «БелАПП» А.Д.Харлапа, в отношении такой продукции, как одежда, обувь, мебель, электробытовые товары, пищевая продукция, детские игрушки на рынке ЕАЭС отмечается ухудшение ситуации. Так, например, в 2017 г. в Белоруссии испытано более 600 единиц различной электротехнической продукции. Несмотря на то, что изначально оценку соответствия продукции проводили аккредитованные органы, в результате испытаний было выявлено, что около 70% продукции не соответствует заявленным требованиям. Было аннулировано значительное количество сертификатов и деклараций о соответствии. При этом 95% таких аннулированных документов было выдано российскими организациями.

Еще к одной проблеме А.Д.Харлап отнес неспособность уполномоченных изготовителем лиц нести ответственности по своим обязательствам. На сегодняшний день деятельность таких уполномоченных лиц предусмотрена Договором ЕАЭС. Данные лица наделяются зарубежными производителями правами по оценке соответствия продукции и должны нести ответственность за безопасность продукции при выпуске ее в обращение. Однако, фактически данные лица своими активами (например, уставным капиталом в 200 долларов) не могут нести ответственность, а их обязательное страхование на сегодняшний день не предусмотрено.

Результатами функционирования недобросовестных органов по оценке соответствия и «недоинтеграции» как таковой являются такие ситуации, при которых, например, надзорные органы Белоруссии проводят повторную экспертизу продукции, ввезенной из России, несмотря на то, что на данную продукцию имеются сертификаты соответствия ЕАЭС, или, например, отказ Федеральной таможенной службы России в приеме при таможенном оформлении товаров сертификатов, выданных в других странах ЕАЭС, и новые требования указанной службы в предоставлении актов отбора образцов, протоколов испытаний, актов приемо-сдаточных работ. По словам А.Д.Харлапа, в ситуации с ФТС России было бы проще на ввозимую продукцию получить российский сертификат.

Также нередко пищевая продукция, изготовленная по «взаимосвязанным» стандартам, проходит при ввозе в другую страну контроль по методикам, которых нет в перечне. Проверяются неоговоренные параметры, в результате возникают разногласия и взаимные претензии, и как венец устанавливается запрет выпуска продукции на рынок.

В виду недавно принятой правительственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в ходе мероприятия также особое внимание было уделено вопросам цифровизации в сфере технического регулирования, в частности вопросам разработки стандартов по информационным технологиям.
В контексте цифровизации были упомянуты концепция «Индустрия 4.0», в том числе участие Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в проекте по разработке платформы «Индустрия 4.0» совместно с европейскими институтами, в формировании некоего центра компетенций в области IT-стандартизации. 

Представитель упомянутого комитета А.Н. Лоцманов затронул вопросы информационного моделирования в строительстве. BIM технологии, под которыми, как отметил представитель Комитета, понимается «автоматизированное проектирование», является одним из направлений цифровой экономики. Поскольку сегодня, по мнению А.Н. Лоцманова, проектирование будет осуществляться без вмешательства человека, важно уделить внимание двум разделам стандартов в этой области: стандарты с алгоритмом работы с использованием данных технологий, и библиотеки, в которые будут вноситься материалы, комплектующие и т.д. По словам представителя Комитета, необходимо сегодня уделять внимание формированию этих библиотек, перечней стандартов, поскольку сбыт продукции будет зависеть от того, включена ли она в эти библиотеки или нет. Важно, чтобы организации, купившей программу информационного моделирования, не пришлось бы строить из материалов, которых нет. А.Н. Лоцманов отметил, что это касается, в том числе таких изделий, как трубы и кабели.

Участниками мероприятия также поднимались такие вопросы, как сокращение количества административных процедур при внесении изменений в технические регламенты ЕАЭС, утверждение типовых схем по оценке соответствия, повышение квалификации персонала в области технического регулирования, вопросы гармонизации на уровне ЕАЭС законодательства в области надзора за рынком и установления ответственности, были затронуты проблемы недостатка единых межгосударственных стандартов в отношении методик испытаний, проблемы защиты прав потребителей, рассмотрены вопросы обеспечения не только безопасности, но и качества выпускаемой на рынок продукции и иное.

Вернуться к списку новостей