Внедрение Лин 6 сигм
Цель внедрения «Лин 6 сигм» - создание полноценной системы непрерывного совершенствования организации. Задача непрерывного совершенствования заключается в том, чтобы повысить конкурентоспособность компании за счет сокращения издержек, устранения потерь и дефектов в процессах и производимой продукции.
6 сигм (Six Sigma) – это методология управления и усовершенствования процессов, направленная на повышение конкурентоспособности, рост финансовой устойчивости организации и на устранение всех видов потерь посредством определения, выявления, устранения, предотвращения появления дефектов и обнаружения скрытых потоков дохода.
Основная идея методологии заключается в выявлении и устранении дефектов до 3,4 дефектов на миллион возможностей, что соответствует качеству мирового класса на уровне 6 сигм. Дефект – недостаток в процессе или процедуре, выявленный клиентом (внутренним или внешним). Как правило, в основе дефекта лежит уже допущенная ошибка. Задача 6 сигм заключается в том, чтобы не допустить «превращения» ошибок в дефекты.
Разница между ошибкой и дефектом заключается в следующем:
Ошибка - недочет/недоработка, которая может привести к дефекту продукта или процесса.
Пример: неправильно указанный адрес клиента при доставке документов.
Вероятность возникновения ошибок: 100%.
Вероятность устранения 100% ошибок: 0%.
Дефект - недостаток в процессе или процедуре, определенный клиентом (внутренним или внешним).
Пример: Отгрузка, совершенная по неправильному адресу клиента.
Вероятность возникновения дефектов: 100%.
Вероятность отсутствия дефекта = Шесть Сигм = 99,999997%.
Объектом применения методологии 6 сигм может быть определенный продукт, процесс, либо вся организация.
«Бережливое производство» (Lean production) – это концепция организации бизнеса, направленная на непрерывное совершенствование деятельности с целью повышения эффективности и конкурентоспособности за счет достижения высокого качества продукции (услуг) при минимальных затратах. Концепция предусматривает выявление потерь, не приносящих добавочной ценности продукту или услуге и поиск путей их устранения, а также вовлечение в этот процесс всего персонала организации. И именно устранение выявленных потерь приводит к сокращению затрат.
Условиями для создания и полной приживаемости в организации системы непрерывного совершенствования процессов на базе методологии «Лин 6 сигм» является формирование соответствующей инфраструктуры, включающей подготовленный персонал, методическую базу, а также наличие процесса непрерывного совершенствования (нет процесса – нет непрерывного совершенствования!), включающего ряд организационно-технических мероприятий, реализуемых на регулярной основе с целью повышения эффективности деятельности организации.
Сценарии внедрения «Лин 6 сигм»
В зависимости от стратегических целей организации существует три сценария внедрения методологии «Лин 6 сигм»:
Тотальное внедрение: охват процессов всей организации, обучение всех сотрудников. Результативность данного сценария заключается в высокой доходности от инвестиций и низком уровне риска «неприживаемости» методологии, выполнении сразу большого количества проектов во всех основных подразделениях организации и достижении прорывных результатов. Однако, сценарий тотального внедрения сопряжен с масштабными инвестициями в развитие персонала, а для его реализации необходим высокий уровень технологической культуры.
Экспериментальное внедрение: охват подразделения организации, обучение группы сотрудников. Результативность данного сценария заключается в оптимальном соотношении инвестиции/отдача: 1 обученный специалист может реализовать минимум проект по улучшению. Решение текущих задач происходит быстрее и с меньшими затратами, по сравнению со сценарием тотального внедрения. Для реализации сценария экспериментального внедрения необходима максимальная концентрация усилий нескольких групп сотрудников, направленных на практическое решение задач организации.
Проектное внедрение: решение острой серьезной проблемы, как правило, в узкой области (например, исключение дефектов в конкретном изделии) обучение группы сотрудников. Результативность заключается в том, что обученные специалисты более профессионально выполняют свои обязанности. Для реализации данного сценария необходимо непрерывное применение знаний обученными специалистами, дабы не свести приложенные усилия к исходному состоянию.
Этапы внедрения «Лин 6 сигм»
Вне зависимости от выбранного сценария, процесс внедрения «Лин 6 сигм», как правило, проходит определенный цикл, который повторят основополагающий проектный цикл методологии «Лин 6 сигм» DMAIC.
Этап подготовки является начальной стадией внедрения методологии «Лин 6 сигм», на котором собираются исходные данные ее реализации, определяется текущее состояние организации «как есть» (качество управления, оценка степени зрелости процессов, управление процессами, ориентированность на клиента, управление персоналом), подготавливается необходимая инфраструктура (интервью с руководителем организации, команда проекта со стороны Заказчика, команда проекта со стороны Исполнителя), определяются организационная структура, основные процессы, затраты и потери, ресурсы, объем работ, уточняется проблематика, устанавливаются метрики.
Этап исследования проблематики реализуется с целью разностороннего исследования областей скопления дефектов и потерь, проведения необходимых измерений (течение процесса, показатели процессов, отчеты о поступивших рекламациях).
Этап выбора проектов и обучения включает выполнение анализа разрывов, стоящих на пути движения организации от состояния «как есть» к состоянию «как будет». На этом этапе определяются перечень проектов по методологии «Лин 6 сигм» и перечень мероприятий по усовершенствованию. Каждый проект «Лин 6 сигм» оценивается по нескольким критериям с целью ранжирования для последующей расстановки приоритетов в реализации. Под каждый проект формируется соответствующая команда. Обучение сотрудников проводится соответствии с требованием стандарта международного органа Council for Six Sigma Certification и учетом специфики деятельности организации по следующим программам:
-
Желтый пояс Лин 6 сигм;
-
Зеленый пояс Лин 6 сигм (требование – назначение руководителем проекта «Лин 6 сигм»);
-
Черный пояс Лин 6 сигм (требование – реализация 3 крупных проектов «Лин 6 сигм» и практика не менее 1 года в области непрерывного совершенствования процессов с полной занятостью).
Каждая программа обучения предусматривает проведение процедуру сертификации сотрудников и включает сдачу экзамена в формате тестирования с выбором единственно верного ответа.
Этап реализации проектов предусматривает реализацию проектов «Лин 6 сигм» обученными и сертифицированными сотрудниками со степенью «Зеленый пояс Лин 6 сигм» при курировании сотрудника АНО «Институт сертификации систем менеджмента качества» со степенью не ниже «Черный пояс Лин 6 сигм». Не этапе реализации проектов формируется необходимая методическая база для реализации непрерывного совершенствования, которая включает:
-
Обучение и сертификацию сотрудников по программам «Желтый пояс Лин 6 сигм», «Зеленый пояс Лин 6 сигм», «Черный пояс Лин 6 сигм»;
-
Сертификацию проектов «Лин 6 сигм»;
-
Образование проектного офиса для реализации процесса непрерывного совершенствования.
Инфраструктура «Лин 6 сигм»
Внедрение методологии «Лин 6 сигм» в организации предполагает создание инфраструктуры, которая, в зависимости от размера организации, предусматривает наличие сотрудников с определенными навыками и ответственностью:
-
Steering committee – руководство организацией. Руководящий совет «Шесть сигм».
-
Champion – «чемпион». Определяет и несет ответственность за стратегию развертывания Шесть сигм в организации.
-
Deployment Manager – менеджер по развертыванию. Продвигает проекты Шесть сигм, информирует высшее руководство.
-
Project Sponsor – спонсор проекта. Осуществляет поддержку и защиту проекта Шесть сигм, обеспечивает ресурсами, устраняет барьеры.
-
Master Black Belt – мастер черного пояса. Обучает, наставляет или консультирует ведущих проекты черных поясов, оказывает помощь, выявляет проекты Шесть сигм.
-
Black Belt – черный пояс. Управляет проектами, ведет проекты, обучает специалистов зеленого пояса.
-
Green Belt – зеленый пояс. Ведет проекты под руководством специалиста черного пояса, работает над проектом.
-
Yellow Belt – желтый пояс. Ведет проекты под руководством специалистов зеленого или черного пояса.